Российские родноверы — язычники, почитающие древнеславянских богов — до недавних пор нечасто появлялись в публичном поле. Однако в последние годы, особенно после февраля 2022-го, они стали активнее включаться в общественную жизнь и даже занимать высокие государственные посты в регионах. Многие из них ушли воевать в Украину, в том числе чтобы «объединить славян» в единое славянское государство под эгидой России. Более того, с некоторыми родноверами теперь охотно контактирует Русская православная церковь, всегда осуждавшая язычество. Журналистка «Новой вкладки» Лола Романова пообщалась с родноверами из разных общин в тылу и на фронте и рассказывает, почему их взгляды внезапно стали частью мейнстрима.
Родноверие — одно из направлений современного язычества. В словарях и научно-популярных статьях оно часто фигурирует как славянское неоязычество. Как движение оно начало оформляться в Польше среди поляков и украинцев в 1920–1930-х годах. Современное русское неоязычество как явление возникло позже — в 70-х годах XX века, а первые религиозные родноверческие общины в СССР появились в конце 1980-х годов. Сейчас такие общины есть в России, Украине, Беларуси, Польше, Болгарии, США и некоторых других странах.
Родноверы почитают славянских древних божеств (например, Перуна, Велеса и Сварога), проводят праздники по славянскому календарю и пропагандируют здоровый образ жизни. Многие из них берут себе новые имена, чтобы подчеркнуть своё славянское происхождение.
Сколько сейчас язычников — и среди них родноверов — насчитывается в России, неизвестно. Общины родноверов есть в нескольких регионах страны, например в Кемеровской, Тамбовской, Калужской, Орловской областях.
Чиновники-родноверы
— Наши знамёна реют над нами, встанем по кругу, братья-славяне. Ярая сила послана свыше, пусть нашу песню противники слышат! Ты и я, ты и я — слава Роду! Ты и я, ты и я — Русь исконная моя! — пел исполнитель Николай Емелин с бубном в руках на первом Кубке губернатора Вологодской области по боксу. Спортивный праздник проходил 30 августа 2024 года в Ледовом дворце Череповца. На бэк-вокале были двое мужчин в кольчугах.
На трибунах Ледового дворца развевались флаги с Александром Невским и Христом и имперские знамёна с двуглавым орлом. На ринге — спортсмены из России, Доминиканской Республики, Ирландии и США. В организации Кубка участвовал Александр Поветкин — российский боксёр и вице-губернатор Вологодской области.
К Ледовому дворцу часть зрителей шла «торжественным ходом» от православного храма после молебна, который был посвящён участникам войны в Украине. Толпа скандировала: «Русские идут!» Поветкин — родновер, публично заявляющий об этом, — шагал во главе колонны вместе с другими членами команды вологодского губернатора и с епископом Череповецким и Белозерским Игнатием.
РПЦ ещё в 2016 году выражала озабоченность ростом популярности в России неоязыческих движений, в том числе родноверия. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в 2018 году с неодобрением отзывался о том, что языческие идеи становятся популярными среди спортсменов и бойцов спецназа. Позиция церкви относительно этих верований с тех пор не менялась. Так, в октябре 2024 года митрополит Вологодский и Кирилловский Савва осудил появление на территории регионального нацпарка «Русский Север» фигуры языческого божества Велеса, которую там поставили в рамках нацпроекта «Экология». После этого её сразу убрали.
Славянскими богами Александр Поветкин заинтересовался ещё в детстве, когда посмотрел мультфильм «Детство Ратибора» и фильм «Русь изначальная». Окончательно стать родновером он решил уже будучи известным боксёром. «На добро отвечать добром, на зло — тем же», — описал Поветкин свои жизненные принципы журналистам после того, как начал называть себя русским славянином. Когда он участвовал в соревнованиях, то часто выходил на ринг под песню Николая Емелина «Русь».
В родноверческих кругах Поветкина называют «русским витязем». О его религиозной принадлежности напоминают и несколько татуировок: «Звезда Сварога», которую он назвал «славяно-арийской свастикой», и славянская руна в виде «человека, обращающегося к Солнцу». На шее вице-губернатор носит кулон в виде топора Перуна — славянского бога воинов.
Вице-губернатором Поветкина назначил в мае 2024 года глава Вологодской области Георгий Филимонов. Сам он, вступая 26 сентября в должность губернатора, вышел на инаугурацию, потрясая бицепсами, под песню «Небо славян» рок-группы «АлисА». В этот же день митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил молебен по случаю вступления родновера Филимонова в должность главы региона.
При новом руководителе в Вологодской области появился единственный в России заместитель губернатора по работе с церковью, а в коридоре приёмной главы региона вместе с портретами Ленина, Сталина, Дзержинского и Берии теперь висит стяг с ликом Христа.
44-летний Георгий Филимонов, как и Поветкин, в прошлом занимался кикбоксингом. Раньше он работал в администрации президента и в правительстве Московской области. Незадолго до выборов губернатора Вологодской области Филимонов возглавил местное отделение «Единой России».
Выборы губернатора Вологодской области прошли в сентябре 2024 года. Георгий Филимонов набрал 62% голосов от числа пришедших на выборы (явка составила 49%). До этого, 31 октября 2023 года, он был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Вологодской области после того, как предыдущий глава региона, Олег Кувшинников, внезапно подал в отставку.
В отличие от Поветкина, в своей причастности к родноверам новоиспечённый губернатор публично не признавался. Но в 2013 году Георгий Филимонов рассказывал журналистам, что у него есть второе, «сакральное» имя, которое, «как велит славянская дохристианская традиция, скрывается от окружающих». Своим дочерям он дал славянские имена Велеслава и Ладослава. Изданию «Хроники» стало известно, что на одной из своих страниц в соцсетях глава региона использовал пароль со словом kolovrat. По словам губернатора, когда его отец, спортсмен и директор Центра боевых искусств в Череповце Юрий Филимонов, ставил сына в детстве в угол, это делалось «для успокоения»: «Согласно древнеславянским поверьям, в углах помещений не орудует вихревая энергия, зачастую негативная, которая будоражит чадо (дети её великолепно чувствуют)».
Восьмилучевая свастика, ассоциирующаяся с солнцем, наиболее распространённый символ современного русского язычества.
«Разрабатывают то, что пипл хавает»
Впервые коловрат как символ язычества стал использовать москвич Алексей Добровольский — один из основателей русского родноверия, появившегося в конце 70-х годов, одновременно поклонник Сталина и диссидент. В советское время его судили за создание Российской национально-социалистической партии, целью которой было «возродить русскую нацию», а в 2000-х — за антисемитизм. В Сети легко находится фото, где Добровольский запечатлён на фоне флага нацистской Германии со вскинутой в нацистском приветствии рукой. Сами родноверы объясняют, что это древний жест «от сердца к солнцу».
Родноверы советских времён собирали сведения о язычестве по крупицам, например из трудов историка Бориса Рыбакова, написавшего две книги о дохристианских верованиях славян — «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси». Современные исследователи обладают гораздо большими возможностями для подтверждения своих теорий, чем советские академики.
— Существуют археологические данные, но в отрыве от письменных источников они нулевые. Ну вот, нашёл я деревяшку, а как вокруг неё скакали, я сказать не могу. Это религия лидеров, пассионариев и харизматиков. Они [современные русские язычники] разрабатывают то, что пипл хавает, как говорится, — объясняет кандидат исторических наук и заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» БФУ имени Иммануила Канта Роман Шиженский.
С Добровольским был знаком 59-летний калужанин Вадим Казаков, основатель «Союза славянских общин славянской родной веры» (ССО СРВ) — объединения родноверов. Он рассказывает, что в первой, созданной в 1993 году, калужской общине они использовали лозунг Добровольского «Природа. Родина. Народ», а людей принимали в свои ряды по факту генетической принадлежности к славянским народам.
В 2011 году общинники купили участок земли неподалёку от Калуги и оборудовали на нём славянский центр «Красотынка». На «Красотынку» в День Перуна в 2014 году приезжал и Александр Поветкин.
Община из исправительной колонии
Несмотря на вступление родновера Поветкина в должность вице-губернатора, сотрудничества между единоверцами в Вологодской области не сложилось. Глава родноверческой общины «Славянский щит», входящей в ССО СРВ, Александр Сумароков (в родноверии Ярополк Витязь) хотел обратиться к нему как к куратору молодёжных проектов за помощью в развитии школы выживания, однако, по его словам, попасть к Поветкину на приём не смог.
«Славянский щит» был создан в 2014 году в исправительной колонии строгого режима № 12 в Архангельской области, где Сумароков отбывал наказание. В 2007 году суд приговорил его к 17 годам колонии за убийство и разбой. Зарегистрировать общину в колонии ему не дали, но разрешили создать «кружок любителей русских традиций». Полноценная община появилась, когда Сумароков уже вышел из колонии. Летом 2024 года 39-летний Ярополк собирался закрыть общину: родноверы стали реже общаться, а многие из них ушли на фронт. Но в итоге её сохранил и сейчас вместе с гуманитарной помощью отвозит своим «братьям» на фронт обереги и воинские наузы, «заговорённые от ратного оружия», которые создают участники общины.
В марте 2022 года Сумароков, к тому времени уже вышедший на свободу досрочно, организовал для детей в Вологодской области школу выживания «В лесу». Во время выездов на природу школьников от 7 до 16 лет учат ориентироваться на местности, искать потерявшихся, стрелять (например, из пневмогазовых пистолетов). В октябре 2024 в школе появился новый кружок — «Лесовик», где наряду с картографией и радиосвязью вернувшиеся с фронта солдаты в выходные дни обучают подростков с 12 лет обращаться с оружием (на курсе используется страйкбольное). Курсы платные, но, по словам Ярополка, желающих обучаться много, и иногда школы обращаются к нему с просьбой организовать занятия для целых классов.
Сумароков считает, что занятий по военной подготовке для детей сегодня недостаточно. По его мнению, каждый ребёнок в России должен состоять в Юнармии: «Должна идти подготовка каждого гражданина, каждого будущего защитника Отечества. Если всех детей поголовно возьмут в юнармейцы, то в будущем у нас будет сильная страна и крепкая армия».
«Русским — русская Москва, отменить 282»
В группе «Славянского щита» во «ВКонтакте», в числе администраторов которой указан Ярополк Витязь, есть несколько антимигрантских постов. Один из них, выложенный в августе 2024 года, — это перечень советов, как избавиться от мигрантов. Там, например, рекомендуется заниматься спортом и отдавать в спортивные секции детей, потому что «они [мигранты] воспринимают нашу доброту и гостеприимность как слабость». В посте советуют «не снимать помещения у собственников с режущими слух фамилиями», «отказываться от такси, если приехал на заказ мигрант» и предупреждают о небезопасности школ, где «высоко количество отпрысков мигрантов».
Хотя Сумароков утверждает, что терпимо относится к тем мигрантам, которые «ведут себя достойно», в основном родноверы выступают против них. По мнению родновера Вадима Казакова, российские власти ведут «русофобскую политику», а страна «заселяется варварами, как Римская империя». Он считает, что России нужно уделять больше внимания антимигрантской политике: «Были времена, когда депортировали целые народы за сутки. Эшелоны увозили туда, куда надо. Сейчас этого не происходит».
Депортации народов — одна из форм сталинских репрессий в СССР. Основными особенностями таких депортаций был их внесудебный, поголовный, принудительный и общественно опасный характер — перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания. Этнические группы населения особенно активно депортировали в 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны.
Основные претензии родноверов к мигрантской политике государства состоят в том, что в России нет «национальной элиты, национального правительства, нет руководителей, представляющих и отстаивающих интересы русского народа», писал в 2018 году в журнале «Родноверие» Максим Ионов, известный среди язычников как Белояр.
О «русофобии», по мнению Казакова, свидетельствует и ст. 282 УК РФ — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Своё мнение он основывает на том, что по этой статье часто судили националистов. Идея об её отмене популярна среди правых, в том числе родноверов. Среди лозунгов, которые скандировали участники «Русского марша» 2013 года в Москве, был и такой: «Русским — русская Москва, отменить 282!» На том марше были и общинники ССО СРВ с флагом, на котором изображён коловрат.
«Русский дух» и чужеродный Запад
Некоторые законы в России, впрочем, сближают позицию родноверов и государства. Например, закон о запрете «пропаганды ЛГБТ». Александр Архипов (славянское имя Доброяр), глава тамбовской родноверческой общины «Жива», входящей в ССО СРВ, в марте 2024 года написал заявление в прокуратуру и Следственный комитет Тамбовской области на местного хореографа Максима Татаринцева. Тот станцевал на каблуках на Всероссийском хореографическом конкурсе «В ритме века» в Тамбове. В его выступлении в стиле вог Доброяр увидел пропаганду ЛГБТ: ему не понравилось, что артист хватался рукой за «место между ног» и «совершал сексуальные движения тазом». И хотя никакой ЛГБТ-пропаганды в этом танце следователи не нашли, Архипов планирует продолжить обращаться в органы.
Русскому человеку, говорит Доброяр, с рождения даётся «русский дух». В нём он выделяет совесть и уверяет, что на Западе и слова такого — «совесть» — нет. О «русском духе» Александр Архипов рассказывает в школах, куда приходит с беседами о патриотизме как руководитель центра славянской культуры «Лада» в Тамбове.
Другие члены общин тоже считают, что «западного» в России должно стать меньше, потому что интерес к родноверию растёт.
— Если почитать Льва Гумилёва, то он писал, что у этноса есть стадия развития, стадия отрицания и стадия возврата, — рассуждает Марина Чекунова, жрица ростовской общины «Дикое поле», входящей в состав ССО СРВ. — Это неизбежно, это классика. Поэтому народ сейчас возвращается к народным традициям. Им интереснее это, чем чужеродное. Потом, пропаганда западная закончилась сейчас, правильно? И пустота-то должна заполняться. А чем заполнять эту пустоту? Своё всё есть, родное.
«Война против мирового зла»
С началом войны в Украине многие язычники отправились на фронт. В частности, воевать пошли члены общественно-политического движения «Русско-славянское объединение и возрождение» (сокращённо «РУСОВ») и ультраправой диверсионно-штурмовой разведывательной группы (ДШРГ) «Русич». Большинство из них — родноверы. Объединение «РУСОВ» было зарегистрировано в 2012 году в Украине (в Севастополе), но сейчас местом работы организации на её сайте указана Москва.
Участники «РУСОВ» на войне с Украиной служат преимущественно на стороне России — в добровольческом батальоне имени Павла Судоплатова, сотрудника НКВД и организатора убийства Троцкого. Батальон создали в сентябре 2022 года по инициативе Евгения Балицкого — бывшего депутата Верховной Рады Украины, который позже возглавил часть Запорожской области, подконтрольную России.
До того как батальон подписал контракт с Минобороны, в нём воевал и лидер «РУСОВ» Андрей Родионов. В ряды 112-й роты батальона он призывал вступить всех «злых русских». Общаться с «Новой вкладкой» Родионов отказался.
Одна из целей, которых хотят достичь участники «РУСОВ», — «создание законным политическим путём, на основе идеи панславизма, сначала конфедеративного, а затем по возможности и федеративного Союзного славянского государства в авангарде с великой Россией».
Идейное течение и общественно-политическое движение, возникшее в России и других славянских странах в XIX веке. Его основная идея — необходимость политического объединения славянских народов.
Почётный член «РУСОВ» ветеран-афганец Александр Бережной из Симферополя тоже участвовал в войне с Украиной: в 2022 году его пригласили в батальон имени Судоплатова как инструктора. Бережной рассказал, что среди солдат он часто встречал единоверцев с амулетами Перуна и Сварога, особенно среди «вагнеровцев», бойцов уже распущенной частной военной компании, которых вербовали в том числе в исправительных колониях.
По мнению Бережного, российская армия хорошо подготовлена к войне, но ей не хватает «Смерша», который бы занялся теми, кто против «её [России] государственности, людей и ценностей».
«Смершем» (сокращение от «Смерть шпионам!») назывались несколько независимых друг от друга контрразведывательных организаций в Советском Союзе во время Второй мировой войны.
ДШРГ «Русич» была создана в 2014 году и участвовала в боевых действиях в «ЛНР». На эмблеме подразделения нарисован жёлтый коловрат на чёрном фоне. Один из лидеров группы, Ян Петровский, с конца 2023 года находится под арестом в Финляндии: его подозревают в пытках украинских военнослужащих. В 2014 году Петровский позировал на фоне убитых «айдаровцев» рядом с городом Счастье в Луганской области — на щеке одного из трупов был вырезан коловрат. Рядом с Петровским сфотографировался Алексей Мильчаков, командир группы «Русич» и сержант Минобороны с 2022 года.
«Я нацист. Не буду углубляться: националист там, патриот, имперское направление и так далее. Могу руку вскинуть. Когда ты убиваешь человека, чувствуешь азарт охотничий», — говорил тогда Мильчаков.
В 2024 году он подал иск к российскому МИДу за то, что его фотографии в военной форме с оружием и флагом нацистской Германии использовали в брошюре «Украина: центр мирового нацизма. 50 оттенков коричневого». Правда, в МИДе потом заявляли, что такую брошюру не выпускали.
Хотя родноверы есть и в России, и в Украине, после начала войны они избегают любых упоминаний о том, что их связывает. «Мы выступаем с резким осуждением мерзавцев, псевдоэкспертов, которые пытаются замазать нас, русских родноверов, патриотов своей страны, в связях с нацистами батальона „Азов“, запрещённого в Российской Федерации», — говорил в апреле 2022 года в своём видеообращении Андрей Афанасьев из Новосибирска, известный в родноверческих кругах как Чеслав Осмомысл.
В 2015 году вместе с Андреем Родионовым из «РУСОВ» он создал языческий отряд «Феникс». Но провоевал недолго: судя по группе отряда во «ВКонтакте», отряд покинул Донбасс осенью 2015-го. В том же году Афанасьев набирал солдат в родноверческую роту в составе батальона «Призрак», воевавшего в «ЛНР». Разговаривать с «Новой вкладкой» он отказался.
На российском телевидении об «украинских нацистах» действительно говорят как о «неоязычниках». О российских же язычниках, отмечает Роман Шиженский, на центральных каналах стараются не упоминать, потому что они могут вызвать ассоциацию с запрещёнными в России украинскими батальонами «Азов» и «Айдар». Символика «Азова», так называемый «волчий крюк», — тоже языческий символ. Российские родноверы, несмотря на сходство атрибутики, украинское язычество не признают и, по наблюдениям Романа Шиженского, называют «искусственно созданной субкультурой».
По оценкам Шиженского, около 70% современных российских язычников — «одиночки», которые не присоединяются к родноверческим группам и общинам. «Для государства это ещё страшнее: что может быть у индивида в голове — непонятно», — замечает он.
«Христианин после войны окажется в аду, родновер — нет»
О «возникновении предпосылок» к распространению неоязычества среди военных 24 сентября 2024 года заявил и патриарх Кирилл. Официальной статистики, сколько славянских язычников отправилось воевать с Украиной, нет. По оценкам Романа Шиженского, в подразделениях, воюющих на передовых позициях, язычники составляют порядка 30%. Новосибирский родновер Андрей Афанасьев в 2022 году говорил, что в личном составе российской армии служат от 5 до 10% язычников.
40-летняя Вероника Комракова (славянское имя Ясыть), военный медик в медгруппе добровольческой разведывательной штурмовой бригады «Восток V», подтверждает, что родноверов на войне много, особенно в штурмовых и разведывательных отрядах.
— Во-первых, язычество не противоречит войне. Если в христианстве есть правило «подставить вторую щёку», то в язычестве нет такого. Лучше смерть, чем бесчестие. Единственный грех для язычника — это быть трусом и опозорить свой род. Поэтому смелости и отваги больше, — объясняет Комракова, почему родноверов много в самых опасных подразделениях. — Во-вторых, есть понимание того, где ты окажешься после [смерти]. Если для христианина после войны он окажется в аду, то родновер — нет. Он пойдёт в полк Перунов, и умереть с оружием в руке — больше честь, чем наказание.
До того как отправиться на фронт, Вероника/Ясыть работала спортивным тренером, а теперь кроме оказания медицинской помощи проводит обережные обряды, читает заговоры на защиту и отвагу в бою, изготавливает и освящает славянские обереги. К родноверию Ясыть пришла около десяти лет назад, а в 2022 году в Калуге прошла обряд посвящения в воины, когда язычники в июле отмечали День Перуна.
Во время обряда жрецы сначала символически «убивают» будущего воина, обратной стороной ножа «перерезая» ему горло. За этим следуют испытания: пройти через «огненную реку», то есть босыми ногами по углям, найти с закрытыми глазами человека в чистом поле, решить несколько загадок и пробраться через людей незамеченным.
После испытаний нужно положить голову под приподнятый дёрн земли, словно человека хоронят, и в конце дать клятву Перуну и земле.
Шеврон с коловратом и надписью «ZOV ПРЕДКОВ» на форме Комраковой — это не только название её общины в Клине, которую она организовала в 2023 году, но и причина, почему она отправилась на фронт: «Мы на СВО защищаем целостность завоеваний наших предков», — делится Ясыть.
В октябре в программе «Наши» на телеканале «Россия 1» вышла передача, в которой участвовала Ясыть. В ней показали сюжет о её работе военным медиком, устроили встречу с её матерью и поговорили о патриотизме. Фрагменты съёмки, где Комракова рассказывает о родноверии, и красный угол со славянскими богами у неё дома, по её словам, вырезали. Шеврон с коловратом на видео размыли до неузнаваемости.
По словам Ясыти, её предупредили: всё, что связано с язычеством, из программы уберут. Причину, почему о родноверии говорить нельзя, ей не объяснили. Комракова уверяет, что её это не расстроило:
— Я же вижу, сколько нас. Даже смешно немножечко. Я понимаю, что никому это движение уже не остановить.