Фоторедактор журнала Светлана Софьина отобрала десять лучших фотографий, сделанных во время командировок по регионам России в первый год существования «Новой вкладки». А фотографы рассказали, как они снимали эти кадры.

Фотографию на обложке сделала Евгения Жуланова для текста Ивана Козлова об авиаторах-самоучках, которые пытаются покорить небо вопреки кризису, бедности и иногда — законам физики.

«Художник Алексей привёл меня в частный музей авиации на окраине Перми. Тут он стоит у самолёта Ан-2. На таком же кукурузнике он летал в детстве. Пока Алексей трогал самолёт, как обнимает берёзу вернувшийся на родину эмигрант, я его и сфотографировала».


Фотографию сделал Владимир Аверин для текста Елены Жолобовой про жизнь приютов для животных после начала войны.

«На фото — две кошки, живущие в приюте, который располагается в промзоне на окраине Калуги. Найти его было не просто — таксист подсказал. Я очень люблю кошек, эта любовь вдруг проснулась во мне два года назад после перенесённого ковида, и в какой-то момент я уже готов сам был забрать кого-то с улицы или из приюта — остановило только то, что у всех друзей и близких в тот год появились кошки, поэтому было ощущение, что и у меня тоже.

Из-за этого я ехал на съёмку с радостью, готовился как обычно умиляться — но остался с тяжёлым ощущением. В приюте на тот момент было более 200 животных, заходишь в комнату, и пара десятков кошек бросаются к ногам. И проблем всё больше — нехватка мест, лекарств, людей. Вот это тревожное непрекращающееся движение животных вокруг, силуэты и глаза — осталось в той съёмке».


Фотографию сделал Эркин Сулайманов для репортажа Романа Чертовских о томском гидрогеологе, который обустраивает родники.

«Самые близкие мне фотографии случаются, когда удаётся фильтровать пространство через внутренние чувства и реакции, а не через заранее подготовленную логику. Так может приоткрыться тот мир, что прячется за нашими обыденными привычками воспринимать окружающее, что редуцируют всё до чего-то знакомого и понятного. Это всегда удивление и открытие, особенно если то, что тебе открывается, казалось раньше очевидным.

Я никогда бы не придумал, что одна маленькая птичка может стать центром всей серии. Без неё в фотографиях не проявился бы так явно слой какой-то хрупкости и мимолётности, человеческой и природной. И тот факт, что этот диптих случился спонтанно и почти случайно, для меня большая удача — поймать эту возможность услышать что-то новое есть самое ценное, что может случиться в творчестве».


Фотографию сделал Евгений Дёмшин для материала Ивана Козлова о российском речном флоте и о людях, благодаря которым тот всё ещё существует.

«Затон судоремонтного завода в микрорайоне Водники — знаковое место в Перми. Популярным оно стало после появления в одной из сцен фильма „Географ глобус пропил“. Сейчас это одно из мест отдыха горожан: летом можно плавать на сапах вдоль бортов старых барж, а зимой ходить на лыжах или кататься на санках».


Эту фотографию сделала Ксения Иванова для текста Сергея Другова про село Киндасово, которое пытаются сделать туристическим местом, но жители этому не рады.

«Жительница карельского села Киндасово Валентина Аникина с мужем в своём доме. Семья Валентины Аникиной проживает в Киндасово с XVIII века. Её предком был мельник Кузьма Егорович Трифонов, легенду о котором используют местные бизнесмены для привлечения туристов в село. Они устраивают экскурсии по селу, развлекают туристов пением на карельском языке и играют на аутентичных инструментах. Валентина Аникита вместе с другими активными жителями Киндасово пытается отстоять у карельских властей право на спокойную жизнь в селе без толп туристов».


Фотографию сделал Виль Вавилов для репортажа анонимного автора из приграничного Рубцовска, куда российские военные массово отправляли посылки с бытовой техникой в начале боевых действий в Украине.

«Такого уныния и депрессии, как в Рубцовске, я не видел больше ни в одном городе Сибири. Город зон, воинских частей и очень плохих дорог. Незадолго до поездки я прочитал в новостях, как местные жители сами закладывали ямы кирпичами в центре города. А пыльные бури вкупе с разрушенными домами напоминали постапокалиптические пейзажи.

На десятки километров рядом нет других городов. Рубцовск как-будто затерян в степях. Но при этом я видел там простых и добрых людей. Одна молодая девушка так и сказала: „Я не собираюсь уезжать из Рубцовска. Хочу жить здесь и делать его лучше“».


Эту фотографию сделал Дмитрий Марков для репортажа анонимного автора с российско-латвийской границы, где в октябре 2022 года застряли тысячи украинских беженцев, вынужденных покинуть свои дома из-за войны.

На фото — палатка из полиэтилена и веток, построенная украинскими беженцами перед пропускным пунктом Убылинка.


Эту фотографию сделал Артём Пучков для материала о том, как государство превратило футбольных фанатов из своих сторонников во врагов. Над текстом работали три журналиста — Глеб Голод, Елена Бронникова и Роман Чертовских.

«Фанатская трибуна к тому моменту была уже перегружена: сверху происходила какая-то вакханалия, лестница была забита случайными прохожими, а я пытался снять общий вид поля, и совсем не понимал, как спуститься вниз к моим героям — организаторам ультрас.

В какой-то момент обстановка на поле начала накаляться, все как будто вспрыгнули вверх и начали распевать кричалку, во время которой нужно было активно размахивать руками. Тогда я уже был на середине лестницы и даже получил пару раз по затылку, но нисколько не расстроился. Общий дух фанатской тусовки стимулировал меня снимать ещё и ещё, несмотря на все неудобства.

Дойдя до подножия трибуны, я оказался между первым и вторым рядом фанатов, а где-то впереди стоял мой герой. Я навёл камеру и долго не мог найти хороший ракурс. Фигура на фоне неба выглядела как-то одиноко. И тут кто-то кого-то толкнул, и один фанат стал размахивать руками прямо рядом со мной. И я понял — вот оно! Всего лишь рука, но сколько динамики она придала кадру!»


Фотографию сделала Лиза Жакова для репортажа Алексея Сабельского с озера Ильмень в Новгородской области. Этот текст о том, почему всё меньше мужчин хотят стать рыбаками и есть ли будущее у рыбного промысла.

«Мы вместе с рыбаками ушли на ночную ловлю. Это судно называется сойма, выходят соймы „двойками“: между ними ставят сети, и они плывут рядом. Считается, что лучший улов в сильный ветер.

Нас с журналистом — а он уже выходил на такую ловлю — пугали морской болезнью. Я её не ощутила, зато ощутила, как сложно снимать, стоя на одном из немногих мест, где можно стоять, не рискуя самой упасть в воду и не утопить камеру. Поэтому снимала я, стоя на одной ноге и держась то за мачту, то за журналиста. Остальное время я просто лежала на носу лодки и наблюдала закат, а потом ушла в каюту спать, попросив меня разбудить, когда будут ставить сети и когда будут их вынимать. В общем, никакой морской болезни, спалось как на облачке».


И напоследок ещё один снимок Жени Жулановой для текста Ивана Козлова про авиаторов-самоучек.

«Для съёмки истории про малую авиацию я оказалась в деревне Числы в Пермском крае. В этой деревне жил Виктор Вшивков, который с детства мечтал собрать свой самолет и летать на нём. Во время своего первого самостоятельного полёта на дельтаплане рядом с родной деревней он разбился насмерть.

На обратной дороге я стояла на остановке в деревне Числы, но автобуса не было несколько часов. А вокруг летали десятки белых бабочек, они взлетали, парили, приземлялись и опять взлетали. От жары и жажды мне чудилось, что именно в этой деревне и поселились души авиаторов-неудачников».

Подпишитесь на рассылку от «Новой вкладки»
Получайте наши тексты раньше, чем они выйдут на сайте. Делитесь с близкими, у которых нет VPN. Пишите нам письма в ответ
Подписываясь на рассылку, соглашаюсь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Подпишитесь на рассылку