Карельская гора Воттоваара в 1990-х обрела мистическую славу, привлекая людей, которые считали её «местом силы». Особенно популярной в роли такой локации гора стала в 2000-е. В 2024 году тех, кто практикует разные обряды, здесь осталось мало: Воттоваару признали национальным парком, туда стали ездить туристы, власти хотят ввести плату за его посещение. Но развитие туризма почти никак не помогло близлежащему посёлку Гимолы, который с каждым годом всё больше приходит в упадок. Что думают о горе, шаманах и жизни в посёлке местные жители, туристы и сами шаманы, рассказывает журналистка «Новой вкладки» Саша Морошкина.

Текст подготовлен в рамках «Мастерской документальных историй» «Новой вкладки»

Странное место

— Поверь мне, ты очень сильная ведьма! Только не приняла свою тёмную сторону. Гора поможет тебе получить баланс. Воттоваара — место сильного восходящего потока, клитор матушки земли, — говорит сидящий напротив меня в пиццерии одного из спальных районов Петрозаводска Иван по прозвищу Ведьмак, который время от времени проводит эзотерические обряды на горе. 

Мы встречаемся в середине июня, за несколько дней до летнего Солнцестояния — самого длинного дня в году и важного в разных языческих традициях праздника. Ивану 38 лет, он говорит, что заведует «волшебной баней» недалеко от Петрозаводска. Там он «правит людей». Несколько лет назад Иван устраивал банные обряды на Воттовааре и сейчас тоже собирается туда поехать: «провести самый энергетически заряженный день в году в месте силы».

Фото: Лиза Жакова для НВ
Учёные объясняют ландшафтные особенности горы сходом ледника, но многие обыватели считают, что природа подобного сотворить не могла
Фото: Лиза Жакова для НВ
Фото: Лиза Жакова для НВ

Воттоваара, расположенная в 250 км от Петрозаводска рядом с посёлками Гимолы и Суккозеро, долгое время считалась обычной сопкой на севере Карелии и была известна лишь как одна из самых высоких в регионе гор — 417 метров над уровнем моря. В 1978 году местный житель Сергей Симонян наткнулся на Воттоваару, когда искал захоронения погибших здесь во время Великой Отечественной войны партизан. Он обратил внимание на необычный ландшафт и сейды — огромные камни, которые, как тумбы на ножках, стоят на маленьких камнях.

Симонян поделился своими наблюдениями с учёными, но ехать на Воттоваару никто не спешил вплоть до 1990-х. Тогда на гору отправилась археологическая экспедиция во главе с археологом Марком Шахновичем. Сперва, по воспоминаниям Симоняна, тот отнёсся к идее рукотворности сейдов скептически. Позже Шахнович написал несколько научных статей, в которых называл Воттоваару почитаемым у саамов местом, где представители этого малочисленного финно-угорского народа поклонялись священным камням. Сергея Симоняна задело, что археолог присвоил «открытие горы» себе, он до сих пор рассказывает об этом в интервью и статьях

В 90-е в жизни Воттоваары началась новая глава — мистическая. История про древнее святилище постепенно расходилась по медиа. Учёные объясняли ландшафтные особенности горы сходом ледника, но многие обыватели считали, что природа подобного сотворить не могла. Миф о древних саамах, которые поставили здесь сейды, набирал обороты.

Фото: Лиза Жакова для НВ
По пути на гору есть стихийная выставка оставленных здесь номеров машин. Последние 16 километров от поселков Гимолы можно проехать только на «буханке» или внедорожнике

После одного из лесных пожаров гора стала выглядеть особенно необычно: минимум растительности, чёрные деревья, огромные камни и колодцы — прямоугольные провалы в камнях, заполненные водой.

Репутация Воттоваары как «места силы» крепла. Археолог Шахнович, один из авторов книги «Священные камни Гипербореи», писал в ней, что «саамский культ священных камней — сейдов — при всей своей известности остаётся, наверное, самым непонятным и загадочным среди религиозных представлений северных народов».

Книга о древних культурах Севера, состоящая из двух частей: художественного описания шаманских практик на горе Воттовара автора Пронина и статьи археолога Шахновича. Вышла в 2005 году.

В нулевые на гору начали съезжаться неоязычники, шаманы, космоэнергеты и другие практики. Спустя 20 лет за Воттоваарой прочно закрепилась слава «странного места». На туристических сайтах и в блогах пишут: там и техника не работает, и птицы с насекомыми не летают, и сны вещие снятся, и йети бродит.

От Ведьмака у меня в сумке остаются пять рублей, которые он вручил мне при встрече со словами: «Встретимся на горе, и я покажу, куда их положить». Правда, на горе мы с ним так и не встречаемся. По телефону он объясняет, что поехал «в другое место силы».

Фото: Лиза Жакова для НВ
Гид Ева из Петрозаводска, которая взяла на себя роль нашего проводника по горе, объясняет, что яблоко — это «плата за вход»: надо обязательно что-то оставить духам и поздороваться с ними
Фото: Лиза Жакова для НВ
Фото: Лиза Жакова для НВ
Своеобразный алтарь перед входом на Воттоваару

Мистика и наука

Яблоко, конфета, монета — поднимаясь в гору по крутой тропе, мы постоянно встречаем следы туристов-паломников. Гид Ева из Петрозаводска, которая взяла на себя роль нашего проводника по горе, объясняет, что это «плата за вход»: надо обязательно что-то оставить духам и поздороваться с ними. Ева работала экскурсоводом и гидом 11 лет и регулярно сопровождала на гору гостей региона. Сейчас она «путешествует для души», хотя лицензия гида у неё осталась. 

После крутого подъёма — «алтарь» на камне, больше напоминающий мусорку. На нём и яйца, и шоколад, и чехол от телефона, и протеиновый батончик, и браслет. Ева не знает, каким конкретно богам эти подношения и для чего именно. «Просто так сложилось», — говорит она и объясняет, что надкушенные яйца — символ трапезы, которую ты делишь с горой.

Делаем остановку у гигантского камня. Ева рассказывает, что её коллега Барбара обычно показывает туристам портрет инопланетянина в лишайнике на этом камне и утверждает, что это дело рук внеземных цивилизаций. По словам Евы, Барбара называет себя не гидом, а проводником по горе. Ева предполагает, что такой профессиональный нейминг выбран не случайно: гид должен иметь диплом и сертификацию, а мистический проводник — нет.

Фото: Лиза Жакова для НВ
Практикующих мистические обряды людей в 2024 году мало. Но бывали годы, когда в Солнцестоянии вокруг Белого озера стояли большие группы, в которых шаманы занимались различными практиками

Сама Барбара отказалась общаться с журналисткой «Новой вкладки», сообщив, что «в этом году не водит на горушку». Но другие собеседники издания, работающие в сфере туризма, считают, что налёт мистицизма делает экскурсии более привлекательными. «Чудеса» туристам нравятся больше, чем сухие научные факты, поэтому и гиды, и турагенты пользуются этим во время экскурсий. В основном на гору водят как на природную достопримечательность, но к истории и геодезии порой добавляют мистицизма: на «исполнении желаний» можно делать дополнительный доход.

Так, бывший гид Евгений рассказал, что его коллега экспромтом сочинял небылицы. Предлагал поджечь веточку над головой на удачу, разорвать паутинку на счастье и так далее — туристы были в восторге.

Ева считает, что «тон “волшебным экскурсиям”» задаёт «оригинальный ландшафт, помноженный на желание людей верить во что-то необычное». Она утверждает, что профессиональные гиды из Петрозаводска не говорят туристам ничего антинаучного, лишь пересказывают некоторые легенды. А вот частные проводники, у которых зачастую нет лицензий, любят сочинять небылицы, чтобы интерес к месту рос.

Фото: Лиза Жакова для НВ
По болоту мы прогулялись до «лестницы в небо» — скалистого массива, похожего на лестницу. Рядом много деревьев в ленточках и различных подношений. На самой горе ленточки снимают проводники: им кажется, что это портит место

По словам гида Александры Константиновой, 30 процентов её клиентов, которых она отвозила на гору, увлекаются эзотерикой, причём некоторые из них считают себя не любителями, а профессионалами. Она признаётся, что сама «балансирует на грани» в своих взглядах на природу горы. Александра полагает, что сейды появились в результате схода ледника, однако с ней самой на горе «происходили некоторые вещи, из-за которых она относится к горе по-особенному».

«Два месяца не есть, не пить, чтобы выписать дрова»

В 2021 году, когда из-за пандемии коронавируса закрыли границы за рубеж, в Карелию хлынули сотни тысяч туристов. Так, в 2022 году турпоток составил 1,3 миллиона человек. Правда, больших благ местным жителям туризм не приносит. Скорее наоборот. Приезжающие разрушают любимые жителями места, а интерес к этим локациям приводит к тому, что вход туда становится платным, богатые инвесторы забирают сосновые леса, покупают участки рядом с озёрами под турбазы и огораживают их огромными заборами. В карельской деревне Киндасово предприниматели настолько активно развивают этнотуризм, что местные не хотят там жить. На этой почве даже происходят семейные конфликты: в апреле 2022 года в посёлке Импилахти сын выгнал родную мать из дома, чтобы сдавать его туристам, а в августе 2023-го в Петрозаводске дочка отобрала у отца его катер, чтобы возить туристов. 

Фото: Лиза Жакова для НВ
Турист Александр приехал посетить Воттоваару в свой день рождения, потому что гора ему приснилась
Фото: Лиза Жакова для НВ
Фото: Лиза Жакова для НВ

С Воттоваарой происходит примерно то же самое. Место раскрутили, и гора начала привлекать туристов. Только жизнь близлежащих деревень от этого лучше не стала. Гора расположена в Муезерском районе Карелии, рядом находятся два посёлка: Гимолы и Суккозеро. Гимолы — в плачевном состоянии. Раньше здесь был леспромхоз, теперь живут одни пенсионеры. Многие дома заброшены и разрушены. Нет нормального транспортного сообщения, до ближайшего райцентра, посёлка Муезерский, — 148 километров грунтовой дороги, которая становится недоступной в межсезонье. До столицы Карелии — 234 километра на машине. Рейсовые автобусы сюда не ходят, только поезд несколько раз в неделю. Нет в Гимолах и больницы — лишь ФАП, куда иногда приезжает врач. Школу в посёлке закрыли в 2007 году, магазинов всего два: один из них находится рядом с турбазой и называется «Вот товары». 

Поезд, связывающий Гимолы с цивилизацией, приходит в посёлок в три часа ночи. Поэтому для туристов пустили отдельный удобный поезд из Сортавалы: билет в одну сторону стоит 1500 рублей, вечером на нём можно уехать обратно. Поезд идёт четыре часа. В Гимолах открыли гостевой дом с номерами от 4000 рублей за сутки — и это единственное, что изменилось в облике самого посёлка благодаря туризму.

Фото: Лиза Жакова для НВ
Постшаман Александр считает, что Воттоваара — это древнее место поклонения, а сейды — творение рук «очень мотивированной группы людей», для которых гора была священным местом проведения ритуалов

Для некоторых жителей посёлка Гимолы — всего их, по словам собеседников «Новой вкладки», сейчас около 70 — перевозка туристов и экскурсионные услуги служат источником дохода. Добраться от посёлка до горы на машине стоит 3000 рублей в одну сторону. В «высокий» сезон таких рейсов может быть много.

Житель посёлка Михаил, который вёз нас на Воттоваару, говорит, что развитие туризма не повлияло на молодёжь и в родные края она не вернулась. Никакой другой работы, кроме перевозки туристов, у местных нет. «А что тут делать молодёжи? Ну, вы сами подумайте. Молодой человек что, будет на турбазе сидеть? Не будет. Работа сезонная», — объясняет он.

Пожилые люди, по словам Михаила, тоже уезжают зимовать в город, потому что отапливать дом в холода становится слишком дорого.

— Пенсионерам тяжело. А у нас в основном посёлок, в котором живут бабушки за 80, — говорит Михаил. По его словам, стоимость дров в Гимолах сопоставима с размером двух пенсий. — Бабушке надо два месяца не есть, не пить, чтобы выписать эти дрова, а ещё надо нанять человека, чтобы эти дрова ей расколол, распилил, сложил.

В 2023 году Воттоваара стала частью Водлозерского национального парка. По сообщению администрации парка, сейчас там «ведётся большая работа по благоустройству маршрутов, разработке плана развития инфраструктуры и созданию дизайн-кода территории». Администрация нацпарка называет 2024 год «переходным этапом»: пока посещение заповедной территории бесплатное и не требует оформления специального разрешения. Но с 2025 года там хотят запретить останавливаться в палатках «дикарями». Местные жители говорят, что посещение горы со следующего года тоже станет платным.

Михаил считает, что, несмотря на открытие национального парка, дорогу до горы вряд ли отремонтируют до приемлемого состояния. И даже если это произойдёт, не каждый будет готов идти пешком 16 километров, поэтому можно будет продолжать зарабатывать на подвозе туристов. В ремонт дороги он не верит. Михаил вспоминает, как на гору несколько лет назад приезжал губернатор Парфенчиков с чиновниками, они поговорили о необходимости строить дорогу, на этом всё закончилось. 

— Никто нам дорогу делать не будет. У них денег-то нет, — горячится Михаил. — Все деньги, которые выделяются на эти парки, остаются в пределах парка. Они не имеют права ни копейки тратить на инфраструктуру. Они сказали, что все деньги, которые мы заработаем от посещения горы, будут пускать на благоустройство. Ну, сами же понимаете, господи! Дорога будет стоить миллиард.

Фото: Лиза Жакова для НВ
Мы встречаем группу туристов, совершающих практики, но их гид Татьяна, называющая себя ясновидящей, отказывается с нами общаться
Фото: Лиза Жакова для НВ

«Выход из кризиса. Без питания и трансфера» 

Ева показывает «камень желаний». Загадывать желание нужно правильно: обнять камень и обозначить своё стремление так, как будто оно уже сбылось. Например, не «хочу встретить шамана», а «встречаю шамана».

Антрополог, сотрудница академического института Юлия, которая попросила об анонимности, говорит, что подобные эзотерические практики можно отнести к движению нью-эйдж: «Одна из ярких черт нью-эйдж-паломничества — телесное взаимодействие человека с местом». Юлия объясняет, что люди стремятся прикоснуться к камню, обнять дерево, станцевать, «впитать энергию» через движения. Очень распространены тихие, незаметные персональные практики: созерцание, игра на негромких музыкальных инструментах, медитации. Важная особенность этих процессов — внимание к собственным ощущениям, ориентация на эмоции, их восприятие и интерпретации. Одна из причин такого поведения — идея тесной связи внутреннего мира человека и внешнего мира природы. В случае с Воттоваарой, по мнению антрополога, можно говорить не просто о неоязычниках, а о людях, которые своими действиями создают репутацию и инфраструктуру «места силы».

Англ. New Age, буквально «новая эра», религии «нового века» — общее название различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера, возникших на Западе в XX веке. Популярны по сей день, в том числе, и в России. Метафизические учения и концепции нью-эйджа очень разнообразны и зачастую мало совместимы на практике. Их часто позиционируют не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные.

Гид Александра Константинова считает, что «хайп вокруг Воттоваары» создаётся намеренно. «Многие вещи, которые там люди делают, обусловлены экономически — попыткой извлечь выгоду», — она приводит в пример блогера, гида по Карелии Сашу Тихого, который «вроде адекватный мужик, но будто специально создаёт вокруг горы флёр таинственности — как грамотный пиарщик».

Общаться с журналисткой «Новой вкладки» он отказался.

Фото: Лиза Жакова для НВ
Постшаман Александр убеждён, что деньги за шаманские практики брать нельзя: «Чудо за деньги — это очень плохо, это как проституция»
Фото: Лиза Жакова для НВ
Фото: Лиза Жакова для НВ

Помимо транспортных услуг, туристы охотно оплачивают авторские туры и ретриты. Так, житель Карелии анонимно рассказал «Новой вкладке» о шамане, который проводил обряды в различных «местах силы» Карелии для москвичей. Один такой ритуал обошёлся группе в 100 тысяч рублей. В соцсетях те, кто называют себя ясновидящими и шаманами, расценки на свои услуги обычно не указывают. Но, например, психолог Анастасия Галактионова предлагает тур-паломничество на три дня за 32 тысячи рублей. «Произведём инициацию великого женского и материнского потока, — обещает она. — Откроем это в себе, дабы усилить в своей жизни Любовь, Созидание, Материализацию». 

«Трансперсональный психолог» Наталья Ламаева продаёт поездку-семинар на Воттовааре за 25 тысяч рублей на два дня, без питания и трансфера. «Люди, здесь побывавшие не как туристы, а с проводником, выходят из кризисов, начинают новую жизнь, не с понедельника, а на самом деле», — пишет Наталья про ретрит.

Учёная-антрополог Юлия отмечает, что в России много мест, которые считаются «местами силы»: Аркаим, плато Укок, озеро Светлояр, дольмены Краснодарского края. Во все эти места люди приезжают восполнить свои духовные потребности, турпоток туда гораздо больше, чем на Воттоваару. Вокруг этих популярных «мест силы» уже выстроена инфраструктура. Например, на Алтае это отдельные стоянки и рынки мастеров. Внимание же к Воттовааре как «месту силы» начало расти одновременно с популярностью нью-эйдж-паломничества в России в 2000–2010-е годы. Вероятно, из-за труднодоступности и небольшой известности по сравнению с другими подобными местами России основной поток приезжих — это по-прежнему жители Карелии и Санкт-Петербурга.

Фото: Лиза Жакова для НВ
Иван Ведьмак рассказывает, что его прогнали из деревни, потому что он встретил духа утопленника и понял, что его утопил кто-то из местных. В деревне Ивана все побаивались за непредсказуемое поведение. По словам перевозчика Михаила, однажды мужчина пришёл к нему во двор с топором на верёвочке и сказал, что нужно зарыть топор войны

«Люди за своим приезжают»

По тропе бредёт турист, его шею украшают бусы из рудракши: из семян этого дерева, голубой фиги, делают чётки и обереги индуисты и буддисты. Он представляется Сашей, говорит, что приехал на гору из Санкт-Петербурга отмечать день рождения. Саше постоянно снилось одно и то же место. Однажды он наткнулся в интернете на фотографии Воттоваары и узнал на одном из снимков место из своих снов.

У подножья сейда в окружении группы людей играет на тибетской поющей чаше Семён Великонивцев из Петрозаводска. Он мастер звуковых оздоровительных практик и мастер по ремонту стиральных и посудомоечных машин. Его спутница объясняет, что в этом месте «идёт благостная энергия, а музыка помогает на неё настроиться». Сам Семён полагает, что гора способна чувствовать энергетический потенциал человека и отталкивать тех, кто не готов меняться.

Фото: Лиза Жакова для НВ
Солнцестояние отмечают почти так же, как и праздник Ивана Купалы: плетение венков, гадания, прыжки через костёр, массовые купания
Фото: Лиза Жакова для НВ
Фото: Лиза Жакова для НВ

Позже участники группы переходят к другим ритуалам. Женщина залезает на сейд и машет руками. Другая, прислонившись к камню, что-то рисует. После все обходят сейд против часовой стрелки. Гид этой группы Татьяна Пименова говорит, что группа закрытая и делиться с журналистом знаниями о том, для чего необходимы все эти манипуляции, она не будет.

«Благодарю за доверие провести вас в процесс перерождения, обновления в место силы Карелии», — написала Татьяна Пименова спустя пять дней во «ВКонтакте» и приложила скриншоты отзывов о ретрите. Татьяна, по её словам, «обладает навыками и способностями ЯсноВидения, ЯсноСлышания, ЯсноЧувствования, ЯсноЗнания, развитой экстрасенсорикой, телепатией». Она проводит на Воттовааре трансформационные игры, предлагая «увеличить проходимость физического тела». Стоимость такого тура Татьяна в соцсети не раскрывает, но «разбор одного запроса в личной консультации» стоит у неё пять тысяч рублей, а «энергосеансы восстановления связи с Душой или Родом» — 30 тысяч рублей. 

Фото: Лиза Жакова для НВ
Постшаман Александр рассказывает, что выглядят шаманы обычно — люди в «лесной одежде с музыкальными инструментами»

Участники этой и других групп — в основном туристы из Санкт-Петербурга, Карелии и Москвы. Они говорят, что место волшебное и благостное и что «здесь явно есть что-то мистическое».

Недалеко от шаман-камня — огромного валуна, который под определённым ракурсом может показаться похожим на лицо человека, — остановились с палаткой Александр и его жена Мария. Пара приехала в любимые места погулять и отметить праздник летнего солнцестояния. Александр — инженер по образованию. Он называет себя агностиком, интересуется передовой научной мыслью и достижениями физики, но отмечает, что есть вещи, которые «никто не может объяснить, потому что они за пределами человеческого понимания».

Первый раз Александр поехал на Воттоваару в 2015 году. Он почувствовал себя на горе «как дома» — и за этим ощущением год из года возвращается вновь: «Это место, которое тебя принимает, но не хочет потом отпускать». Турист рассказывает, что у него ни разу не получилось выйти с Воттоваары без навигатора, а привычная тропа, ведущая вниз, всегда пропадала.

Александр признаётся, что «немного шаманит, но только для близких и друзей». С незнакомцами делиться опытом он не готов: «сойдёшь или за вруна, или за сумасшедшего с глюками». Для него шаманские практики — это своеобразная, поддерживающая других терапия. Александр верит, что всё вокруг живое, а с природой можно взаимодействовать. «Это для меня “реальность плюс”. В повседневной жизни на неё не опираюсь, но так или иначе чувствую», — объясняет он. По его словам, он вырос в современном мире, где «компьютеры, математика, физика, астрономия, многое объяснено», поэтому считать себя или кого-нибудь классическим шаманом не может: «Это уже, если хотите, постшаманизм».

Фото: Лиза Жакова для НВ
Лагерь шаманов в этом году оказался пустым: под камнем мы нашли скрученный тент

Александр рассказывает, что в прежние годы довольно часто встречал на Воттовааре шаманов с бубнами: «Выглядят они обычно: люди в лесной одежде с музыкальными инструментами». По его словам, с другими людьми шаманы обычно не контактируют, он это уважает. У них есть своё место на горе.

Встречаются, говорит Александр, и «лжешаманы», устраивающие «показательные выступления»:

— Один мужик встал на горе гордый, включил портативную колонку и под какой-то эмбиент очень музыкально надрючивал бубен. Я с ними не общался. Ну, как-то не принято общаться. Люди за своим приезжают. «Бубнишь? — Бубню. — Ну и молодец».

Фото: Лиза Жакова для НВ
В неоязычестве часто романтизируется культура коренных народов, отсюда распространённость слов «шаманизм», «шаманы»
Фото: Лиза Жакова для НВ

Шаманский исход

Антрополог Юлия объясняет, что в неоязычестве часто романтизируется культура коренных народов, отсюда распространённость слов «шаманизм», «шаманы», стремление проводить паломничества и мероприятия, приуроченные к фазам солярного и лунного календарей: солнцестояния, равноденствия, затмений. При этом человек может не относить себя к славянской, кельтской или иной традиции, объясняет учёная, а значимость календаря, будто данного самой природой, будет гораздо важнее этнографии, географии места и ритуальных практик родного региона.

В 2017 и 2018 годах православные верующие водрузили на Воттовааре крест. Оба раза крест не простоял долго. Что случилось, наши собеседники не знают: то ли в крест ударила молния и он сгорел, то ли его спилили. С тех пор попытки установить там христианский символ не предпринимались.

Фото: Лиза Жакова для НВ
В случае с Воттоваарой, по мнению антрополога Юлии, можно говорить не просто о неоязычниках, а о людях, которые своими действиями создают репутацию и инфраструктуру «места силы»

За двое суток на горе мы встречаем пять туристических групп — и ни одного шамана. Их лагерь пуст: там мы находим лишь старый тент, каремат и другие следы цивилизации. В этом году шаманы на гору не приехали.

Те, кто ездит на гору уже несколько лет, как инженер Александр или наш водитель Михаил, считают, что шаманов распугали туристы. Александр рассказывает, что случались годы, когда в Солнцестояние здесь яблоку негде было упасть: вокруг Белого озера стояло по десять лагерей, в которых шаманы камлали и занимались различными практиками. Сейчас же людей на горе очень мало.

Камлать (сиб.) — шаманить, гадать, ворожить, заговаривать (о шамане).

Гид Александра Константинова рассказывает, что, по отзывам её клиентов-эзотериков, туристы своими обрядами «гору немного попортили, исказили, и теперь там энергетически очень кривое, непонятное место, силой оно не заряжает».

Похожее мнение высказывает и организатор поездок на гору, известный под именем Радосвет Благовест: «99 процентов приходящих сюда не то что не понимают, что они тут делают, а просто не знают. Это место — огромный храм с огромными святилищами и порталами, со своей энергетикой, со своими духами. Приезжая сюда со своими практиками, вы ничего не добиваетесь, а занимаетесь просто ерундой». Недельный тур в августе 2024 года без билетов, трансфера до горы и еды обойдётся в 10 тысяч рублей на человека. Количество мест не ограничено. 

По словам водителя Михаила, некоторые эзотерики говорили ему, что им вовсе не надо подниматься на гору, чтобы совершать практики: достаточно просто быть рядом.

Фото: Лиза Жакова для НВ
На рассвете Александр играет на бубне, чтобы мы «не заблудились» по дороге в наш лагерь. Правда, мы выбираем не ту тропинку и всё равно ненадолго теряемся. Видимо, гора защищает шаманов от любопытных журналистов
Фото: Лиза Жакова для НВ
Фото: Лиза Жакова для НВ

Иван Ведьмак не переживает, что Воттоваара стала национальным парком и многое можно будет только за деньги. «Когда на гору заходил, не понимая, зачем жить, отдал всё, что было, сжёг свой паспорт, — рассказывает он. — Это то место, которое я забил. И за всем, что тут будет, стану смотреть я».

Ивана на самом деле зовут по-другому, и когда-то у него были бизнес, семья, ребёнок. Потом что-то пошло не так: из-за увлечения эзотерикой мужчина всё это потерял, а потом и вовсе попал в тюрьму. Знакомые считают, что этот опыт сильно изменил его и что после тюрьмы у него появились проблемы с психикой. По словам знакомых Ивана, своими услугами «шамана» он особо не зарабатывает и живёт бедно.

На свой странице в соцсети, которую регулярно блокируют, Иван в 2024 году писал, что его брат на войне, и даже выкладывал переписку с ним. В ней брат упрекал Ивана в том, что вся семья от его действий страдает, но Ведьмак отвечал, что всё равно любит брата и ждёт его в отпуск. В своих соцсетях он пишет: «Осталось только войну зачехлить. И это нетрудно. На горе посижу недельку, скумекаю».

Закончить.