Вернувшиеся с войны без ног герои, защищающий лес от волков медведь, повторяющая «подвиг» Павлика Морозова девочка — всё это образы, которые используются в современных произведениях для детей. Чтобы превратить дошкольников и школьников в «настоящих патриотов», в ход идут рассказы, сказки, спектакли, игрушки, мультфильмы и даже комиксы. Журналистка «Новой вкладки» Лола Романова рассказывает, как среди детей культивируется положительный образ войны и как в продвижении этой темы объединяются издательства, театры, школы, Росгвардия и церковь.

«Без ноги — так без ноги!»

«Я буду счастливым, как бы ни сложилось. Без ноги — так без ноги! Я буду счастливым каждый день, и ничто мне не сможет помешать», — читал по бумажке слова главного героя спектакля «Радио-Паша» о потерявшем ногу мобилизованном солдате актёр Константин Зеленский. Премьера постановки состоялась 13 ноября 2023 года на малой сцене ТЮЗа в Петербурге. Создатель спектакля — театр «Ковчег», называющий себя «театром для всей семьи».

Малая сцена ТЮЗа расположена на пятом этаже, а единственная дверь в зал — на лестничной клетке, поэтому зрители ждали читку на скамейках у гардероба. На столе в холле лежали афиши завершившегося в ноябре детского театрального фестиваля «Б’АРТ’О», во время которого на сцене показывали «Золушку» и «Муху-Цокотуху». Рядом с афишами — детский журнал «ПониМашка» с плюшевым медведем и пони на обложке.

По сюжету спектакля «Радио-Паша» уроженца Таганрога Павла Лазарева на войне в Украине ранят в ногу, её приходится ампутировать. В госпитале Петербурга он знакомится с массажисткой Ирой и рассказывает ей историю своей жизни с самого детства. Ира начала работать с ранеными после того, как проводила на фронт своего друга и у храма «загадала», что он вернётся невредимым, если она будет помогать солдатам. «Бог благословит, и я благословляю», — запнулась на реплике актриса Людмила Манонина-Петрович, когда читала ответ священника на просьбу Иры благословить её перед работой в госпитале.

Спектакль поставлен по одноимённому автобиографическому рассказу журналистки Ирины Бугрышевой, которая волонтёрила в военных госпиталях — делала массаж раненым. В зале не осталось ни одного свободного кресла: пришедших на спектакль юнармейцев посадили в первые ряды, а тем, кому не хватило места, — на пледы у сцены. Сама Бугрышева, приветливая женщина с короткой стрижкой в длинном красном платье, тоже сидела в первом ряду.

Юнармия

Всероссийское детско-юношеское общественное движение, созданное в 2016 году и позиционирующее себя как «военно-патриотическое». В числе соучредителей движения — ДОСААФ России, Ветеранская общественная организация Вооружённых сил России, ЦСКА, депутат Госдумы Валентина Терешкова

На сцену вышли трое актёров: на одной актрисе — красные туфли и помада того же цвета, на другой — красный ремень. В разговоре с «Новой вкладкой» Ирина Бугрышева объяснила выбор цвета тем, что герои «работают с кровью».

Присматривающий за младшими юнармейцами старшеклассник то и дело поглядывал на свои электронные часы и медленно крутил в руках красный берет. Происходящее на сцене привлекло его внимание, когда главный герой пошутил про Новый год в госпитале: «Дед Мороз уже приходил. Отличный Дед Мороз! Но я-то ждал Снегурочку в короткой шубке!» Юнармеец понимающе улыбнулся.

Ставить спектакль помогали дети Ирины Бугрышевой. По её словам, их подготовили психологически: её 15-летняя дочь приходила в госпиталь, играла на гитаре и «разгружала бойцов эмоционально». Младший сын — участник военно-патриотического клуба, где дети мастерят окопные свечи, плетут маскировочные сети и пишут письма на фронт. На сцене мальчик играл Павла Лазарева в детстве. По словам Ирины Бугрышевой, сын близко знаком с бойцами, которым она делает массаж, потому что после выписки из госпиталя они приходят на сеансы к ней домой: «А потом он пьёт с ними чай. Гоша видит, как выглядят мужики без ног и протезы, которые стоят в моём коридоре».

Иллюстрация: Майкл Скарн

После представления на сцену, хромая, вышел прототип главного героя — Павел Лазарев. Вместе с ним — Дмитрий Терешенков с костылём, прототип второго героя рассказа Бугрышевой. Он тоже лежал в петербургском госпитале после того, как потерял ногу на войне в Украине. В середине октября на него напали в Санкт-Петербурге с криком: «Эй, свошник, иди сюда, я тебе вторую ногу сломаю». Терешенков поблагодарил за спектакль и заверил, что не жалеет о потерянной ноге. «Победа будет за нами», — заключил он. Зал зааплодировал.

«Герой», — коротко отозвался о Павле Лазареве один из юнармейцев, когда журналистка «Новой вкладки» попросила поделиться мнением о спектакле. Выходившая из зала женщина вслух сожалела, что не взяла с собой на представление дочь. Сама Ирина Бугрышева сказала, что на такие мероприятия стоит ходить только «подготовленным» детям. «Достаточно сидеть с родителями в субботу вечером на кухне и писать открытки дорогому бойцу на фронт», — высказалась она о методах патриотического воспитания тех, кто погружён в тему войны меньше, чем юнармейцы или её дети.

По ходу сюжета в спектакле не раз повторялось, что бойцов ждут домой, даже если они придут без рук и без ног: «Всё не зря: и без ноги будет жизнь, и она [жизнь] будет счастливой. Будет другой, но будет счастливой, точно будет настоящей. Я хочу, чтобы все почувствовали, что мы одна семья, одна Россия. Выстоим», — уверенно говорила на сцене актриса Манонина-Петрович.

Правда, к единству страны возникли вопросы даже у автора рассказа, положенного в основу спектакля.

— Со стороны России, великой России, в это же самое время на другой сцене ТЮЗа присутствовал губернатор Александр Беглов и вручал премию «Золотой софит». Для нас было очевидно, какой это парадокс, потому что мы говорим о современных героях, о героях СВО, и в это же время другим, лёгким по смыслу спектаклям, дают награды, — расстроенно говорила Бугрышева. — А у нас в зале плачут герои СВО, сидят ребята из военно-патриотических клубов и их преподаватели, которые днями и ночами плетут сети на фронт. Это первый в Ленобласти спектакль про СВО, и это событие зажёвано. До него никому нет дела.

Высшая театральная премия Санкт-Петербурга, вручается с 1995 года

«Лесгвардия» и сказка с буквой Z

О героизме участников «специальной военной операции» пишут рассказы для детей и жители других регионов России. Например, у учителя ИЗО и литературы Дениса Коваленко из Липецка вышло четыре произведения о войне в Украине в соавторстве с журналом Росгвардии «На боевом посту». Купить их можно, например, в интернет-магазине православной книги «Скрижаль». Ранее, в июне 2022 года, Росгвардия опубликовала на своём сайте три комикса о защитниках сказочного мегаполиса Дубрава. В качестве заступника местных жителей от захватчиков в них выступает Лесгвардия — антропоморфный отряд животных.

Интересно, что с 2020 года журнал Росгвардии вместе с православным издательством «Духовное преображение» выпускают серию патриотических рассказов для детей «Бессмертный полк». В ней представлены книги-брошюры о героях Первой и Второй мировых войн, Афганской войны, Сирийского конфликта, а в 2023 году появилось четыре брошюры о «героях специальной военной операции России на Украине».

Одна из книг называется «Александр Потапов — Герой России посмертно. „Главное, чтобы вы жили“. СВО России на Украине». По сюжету в украинском городе Изюме, подконтрольном ВС РФ, живёт безымянная 13-летняя девочка и её отец. Он — убеждённый сторонник украинской стороны конфликта, а дочь придерживается пророссийских взглядов и обвиняет отца в том, что он не идёт воевать и «русских только ругает». «Они дают бесплатно хлеб, и макароны, и консервы, они добрые», — уверена девочка. Когда она отправляется на рынок за продуктами, начинается бомбардировка. Солдат Александр Потапов закрывает её своим телом, его ранят, и он умирает в медсанбате. Далее история напоминает советскую историю о Павлике Морозове: девочка признаётся российскому офицеру, что её отец — украинский наводчик, после телефонных звонков которого начинают падать снаряды, и приводит военного домой.

Эпиграф из Евангелия напоминает, что в публикации рассказа участвовало православное издательство: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». На электронное письмо журналистки «Новой вкладки» с просьбой пообщаться в издательстве не ответили.

Иллюстрация: Майкл Скарн

Комиксы Росгвардии — не единственный пример, когда тему войны детям объясняют с помощью образов зверей. В 2022 году при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в Черкесске поставили кукольный спектакль «Как медведь от волков лес Zащищал». Его создатели получили на это грант 500 тысяч рублей. В основе спектакля для детей — сказка жительницы Карачаево-Черкесии Аси Байрамуковой. «Новой вкладке» она сказала, что авторские права на произведение принадлежат не ей, поэтому отказалась от комментариев.

Впервые сказку показали в 2022 году в кукольном театре социально-реабилитационного центра в Черкесске, созданного для оказания помощи детям с отклонениями в физическом или умственном развитии. Сюжет сказки — аллюзия на войну в Украине. В ней рассказывается, как «заморские» шакал и гиена убеждают волков: «вы — лидеры», а потому животные перестают дружить с медведем и начинают думать, как напасть на лес. Медведь приходит к ним и объясняет «нечестивым», что так поступать нельзя, после чего волки осознают свою неправоту и возвращаются домой.

— Шакалы для нас — это страны Запада. Медведь — это Россия, добрая и сильная страна, которая пытается противостоять странам Запада и защищать обездоленных. Волки — это не только Украина, а в свете последних событий это и те страны, которые ранее были в дружественных отношениях с нами, а сейчас сомневаются, не могут определиться, с Западом они или с нами, — пояснил один из причастных к спектаклю, попросивший не называть его имя. На вопрос о выборе образов он добавил: «Путин — это Россия».

Воспитание патриотизма из-под палки

Детский писатель и главный редактор журнала детской и подростковой литературы «Переплёт» Алексей Олейников говорит, что произведений для детей, пропитанных провоенной идеологией, пока не очень много. Он предполагает, причина в том, что «сам госаппарат сопротивляется происходящему».

По мнению Олейникова, чиновники находятся в состоянии неопределённости: с одной стороны, им нужно навязывать военную идеологию, а с другой — этого мало кому хочется: «Переходить из состояния мира в состояние осаждённой крепости люди не хотят, — уверен он. — Всем нужны устойчивость и спокойствие». Алексей Олейников говорит, что из-за «пассивного сопротивления аппарата» и того, что детская литература не находится в центре политического внимания, в ней пока есть свобода от идеологии.

Медленнее всего эта идеология, по его словам, проникает в произведения для детей младшего возраста, потому что детская литература достаточно консервативна. Сегодня, подчёркивает Олейников, в детских и подростковых произведениях есть тренд на эскапизм, в частности корейскую дораму и «ретро-тексты, которые выводят читателя из текущего момента».

Избегание неприятного, скучного в жизни, особенно с помощью чтения, размышлений о чём-то более интересном; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность

По его мнению, литературные произведения о войне в Украине для детей могут начать выпускать массово через несколько лет, когда появится «узнаваемый характерный герой», вернувшийся из зоны военных действий. Как он будет выглядеть, пока предположить сложно, считает Олейников.

В том, что подобные произведения могут вызвать патриотические чувства, Алексей Олейников сомневается. По его мнению, одними только книгами мировоззрение ребёнка не изменить, потому что сейчас эпоха информационного общества, источников о происходящем очень много, и они разные.

По словам писателя, в издательства периодически поступают рассказы для детей, действие которых происходит в зонах боевых действий. Правда, они редко публикуются. Как правило, признаётся Олейников, издательства боятся рисковать своей репутацией, а потому отказываются от таких текстов.

Один из немногих текстов, описывающих жизнь на военных территориях и показывающих цену войны, — повесть «Сиди и смотри» украинских авторов Андрея Бульбенко и Марты Кайдановской. В её основе — путевые заметки 13-летней школьницы Марты о спасении из родного города, находящегося под обстрелом. Повесть написана на русском языке и вышла в России в издательстве «Самокат». О том, что действие происходит в Украине, можно только догадываться: конкретные географические места не называются, но герои повести всё время пытаются выбраться из февраля, который никак не заканчивается. Связаться с авторами повести журналистке «Новой вкладки» не удалось.

Разоружение — непатриотично

В школах тему «спецоперации» активно продвигают с 2022 года. А в сентябре 2023 года ученикам в регионах начали раздавать «Азбуку о важном» — брошюру от Фонда развития социальных инициатив (НКО при аппарате представителя президента на Дальнем Востоке).

На каждую букву алфавита в азбуке предлагается «патриотическое слово». Например, буква «Б» соответствует слову «братство» и лозунгу «Своих не бросаем!», а «Й» говорит о принадлежности к России (рядом с ней даны слова «российский» и «бессмертный полк»).

— Это так плохо, что даже хорошо, — комментировала «Новой газете» «Азбуку» детская писательница и педагог Нина Дашевская. — Для детей тут почти ничего нет: если ребёнок действительно учит буквы, ему нужны не абстрактные понятия, а максимально конкретные предметы — дом, собака, дерево. Тут есть такое слово — берёза. Но оно почему-то оказалось на букву «Ё».

Самих детей тоже стали привлекать к созданию произведений о войне в Украине. Так, в конце сентября 2023 года в тюменском селе Омутинском воспитанники социально-реабилитационного центра вместе с руководительницей мультстудии Оксаной Товескиной создали мультфильм «Письмо любимому солдату».

Товескина рассказала «Новой вкладке», что прошлой весной в их центре лечился мальчик, отец которого служил в Украине. Ребёнок так часто рассказывал о нём, что многие дети начали рисовать военную технику и солдат. Тогда воспитатели центра подумали, что стоит использовать эти мотивы в мультфильме о семье.

В то время как в первой части мультфильма дети рисовали дружную семью, во второй части ребёнок со слезами вспоминает мирное время, когда он был вместе с родителями, но всё равно с улыбкой пишет письмо на фронт. Ни у кого из детей, участвовавших в создании мультфильма, отцы на тот момент не служили на фронте. Как это может развивать патриотизм, руководительница студии ответить затрудняется. «Дети проживают это всё», — неуверенно говорит она.

С началом войны в Украине «участники СВО» появились и среди игрушечных солдатиков. Основательница «Музея детства» в Вологде Ирина Метёлкина мечтает о том, чтобы такие игрушки использовали в школах.

В День народного единства в ноябре 2023 года в музее открылась выставка советской военной игрушки «Кто в игрушках самый главный», на реализацию которой Президентский фонд культурных инициатив выделил грант — два миллиона рублей. На выставку приехали коллекционеры и создатели солдатиков, в том числе «солдатиков СВО».

Ирина Метёлкина считает, что «самые главные» в игрушках — именно солдатики, а доказательство тому — период Советского Союза: «Мальчики приобретали важное качество для мужчины — отвагу, смелость. Они хотели быть похожи на своих маленьких защитников. Не зря есть мнение, что поколение 30-х, которое выросло на большом количестве военных игрушек, встало на защиту нашей Родины в 41-м». Правда, различие между военной игрушкой советского времени и современности всё равно есть, признаётся она: в Советском Союзе не создавали фигур противника, «чтобы не прививать ненависть к другой нации».

Среди атрибутов войны в Украине на выставке в Вологде были не только игрушечные солдатики, но и образы, которые в России продвигают как символ Русского мира, например «бабушка с красным флагом».

Иллюстрация: Майкл Скарн

Один из создателей солдатиков СВО, представленных на выставке, — российская студия «ВыZOV», презентующая себя как фронт мобилизационной миниатюры. Пока в их коллекции только морпехотинцы Мариуполя и гостомельские десантники. О создателях этого проекта известно мало, в интернете встречается только интервью с представителем студии Олегом Вызволенко. Журналистка «Новой вкладкой» связалась со студией, договорилась о созвоне, получив презентацию проекта, но потом собеседник по имени Николай отказался от общения, сославшись на то, что пообещал сначала дать интервью федеральному каналу. В презентации, которую он после этого удалил из переписки, подробно излагается история игрушечных солдатиков, резко осуждаются иностранные игрушки и фигурки зверей-роботов как «предвестников трансгуманизма».

В презентации задаётся вопрос: «глупостью или предательством» была «пропаганда разоружения» в конце 80-х — начале 90-х годов.

В той же презентации приводится обложка одного из выпусков журнала «Огонёк» в 1990 году с фотографией ребёнка перед столом с флагами разных стран на Красной площади в Москве. Крупным красным шрифтом на ней было написано: «Малыши всех стран, разоружайтесь!» Вместе с писателем Григорием Остером «Огонёк» предложил советским детям избавиться от военных игрушек и подписать «договор о детском разоружении». Под руководством Остера начал работать центр «Детское разоружение»: дети писали друг другу письма и предлагали выбросить милитаризованные игрушки. «Пусть наши фабрики вместо пушек сделают много хороших игрушек», — приводится в презентации письмо восьмилетнего ребёнка под тем же заголовком.

«Это прозападное разоружение», — говорит Ирина Метёлкина. Она надеется, что военные игрушки снова станут популярными среди детей, иначе «мальчики перестанут хотеть идти в армию и защищать свою родину».

Подпишитесь на рассылку от «Новой вкладки»
Получайте наши тексты раньше, чем они выйдут на сайте. Делитесь с близкими, у которых нет VPN. Пишите нам письма в ответ
Подписываясь на рассылку, соглашаюсь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Подпишитесь на рассылку