В городе Кореновск Краснодарского края 22 июля прошёл марш, участники которого скандировали лозунг «Русские, вперёд!». Днём ранее в соцсетях распространилось сообщение, что толпа курдов из 40 человек якобы избила русских мужчин. Полиция задержала 20-летнего курда Адама. Пост о массовой драке оказался недостоверным, но задержанному теперь грозит срок. Журналистка Валерия Шустваль отправилась в Кореновск, чтобы разобраться в случившемся и узнать о причинах этнического конфликта.
Эту историю мы выпускаем вместе с изданием «Говорит НеМосква»
Конфликт из-за музыки
— Все люди, которые на «Октябре» были, к нам сбежались. Крики, всё начинается. Адам встаёт, бежит в их [мужчин с баллончиком] сторону. По дороге спотыкается, падает, потому что глаза залиты [из баллончика]. Подбежали ребята, молоко нам приносили. Метров десять [Адам] пробежал, упал, мы возле него остановились. Нас отмывали молоком, мы Адама до машины довели, — вспоминает вечер 21 июля Влад.
Газ из баллончиков лучше растворяется в жиру, поэтому смывать его лучше молоком или маслом, а не водой.
В тот день он отдыхал с друзьями — Адамом, Фёдором и двумя девушками — в центре Кореновска. Они припарковались на красной «восьмёрке» возле кинотеатра «Октябрь». На этой площади с лавочками и плоскостным фонтаном обычно собирается молодёжь, так было и в тот вечер. Из открытых дверей «восьмёрки» громко играла музыка. Влад рассказывает, что к ним резко подошли несколько мужчин от 30 до 40 лет и грубо попросили сделать музыку потише. Молодые люди отказались это делать, поскольку ещё не было десяти вечера. Началась словесная перепалка и подталкивания друг друга в плечи.
В какой-то момент друг Влада, 20-летний Адам, и ещё один мужчина лет сорока встали вплотную друг ко другу и начали пререкаться. «Оппонент» достал перцовый баллончик и распылил его в лицо Адаму на расстоянии вытянутой руки. Затем, по словам Влада, мужчины, которым не понравилась громкая музыка, отбежали подальше.
Влад с друзьями ринулись в магазин за водой, чтобы смыть с себя молоко. Когда они вернулись, на месте уже была полиция. Туда же приехали несколько знакомых и родственников Адама — курдов. По словам Влада, ребята позвонили им и позвали на площадь, когда возник конфликт. Бил ли Адам полицейского, его приятели не видели. Но уверены, что он не мог этого сделать из-за своего состояния.
— Говорят, что он намеренно ударил. Он не мог: у него глаза залитые были. Он ещё очень долго их не открывал. Он просто не мог открыть глаза, — вмешивается в разговор Настя, которая тоже была в тот вечер у «Октября».
На видео с моментом задержания Адам лежит на земле, его скручивают несколько полицейских. В соцсетях распространили несколько видеороликов — ни на одном из них нет кадров, где Адам бьёт полицейского.
Адама задержали, на него составили протокол по статье о мелком хулиганстве и арестовали на пять суток. Мужчинам, которые сделали замечание за музыку и распылили ему в лицо баллончик, никаких обвинений не предъявили. Влад говорит, в тот вечер на площади было много молодёжи и никто другой не просил убавить громкость музыки.
Взрослые дядьки
«Русские, вперёд!», «Один за всех, и все за одного» — такие лозунги услышали жители Кореновска вечером следующего дня, 22 июля. Мужчины разных возрастов устроили марш на улице Красной — там, где накануне произошла потасовка на площади. Они сделали несколько кругов, пройдя мимо кинотеатра «Октябрь», фонтана, торгового центра и магазинов.
Буквально за час новость об этом шествии облетела местные группы в соцсетях, а потом и федеральные медиа. В пабликах во «ВКонтакте» и телеграм-каналах, в том числе «Титушки в Краснодаре 693», стали распространять одно и то же сообщение, люди пересылали его друг другу. Судя по тексту, писал его мужчина, распыливший баллончик на Адама. По словам автора поста, в центре Кореновска 21 июля якобы была толпа курдов, которые громко слушали музыку, а когда он сделал им замечание, вся эта толпа с угрозами побежала на него и его «соратников».
«Вчера толпа курдов около 40 человек, после замечания на то, что они громко слушали музыку, один был в явном опьянении алкогольном или наркотическом, он бежал на нас с предметом похожим на нож с криками, что я вас завалю, когда дистанция между нами стала около 1.5 метра, я преминил болончик, потом на нас побежала вся толпа <…>», — говорилось в посте (орфография и пунктуация оригинала сохранены. — Прим. ред.).
Автор отметил, что один из курдов (Адам) якобы ударил полицейского во время задержания кулаком и ногой в лицо, а «курды вперемешку с нерусями уже собрали около 50–60 человек», которые угрожали остальным собравшимся — русским. Автор поста пишет, что они предупредили курдов об общественном резонансе и сказали, что их, русских, поддерживают «Северный человек» и «Русская община».
«Русская община» — одна из крупнейших ультраправых организаций в России. Как правило, её участники одобряют войну в Украине и репрессии, выступают за традиционные ценности и против ЛГБТ, абортов и мигрантов. «Северный человек» — объединение, основанное рэпером Мишей Маваши как ветвь «Русской общины».
По словам очевидцев, изначально толпа, прошедшая маршем по центру Кореновска, была совсем небольшой. Потом к ней стали присоединяться прохожие, которые в тот вечер гуляли неподалёку.
— Мы тоже в центре были, мы посмотрели. Знаете, вот они идут, все сидят. Потом стадо собралось, пошло. Ну и мы тоже, ну почему нет? Людей массовка, почему нет? Так, прогулялись чисто. По мне, это очень глупо. Какие-то устраивать такие марши, взрослые дядьки. Других занятий нет? — рассказывает очевидец событий Артём (имя изменено. — Прим. ред.). Он и сам присоединился к шествию, но уверяет, что просто за компанию.
Некоторые очевидцы утверждают, что первоначально мужчин для участия в марше привезли на автобусе. Многих из них в маленьком Кореновске никто из местных не знает. Приехавшие были в футболках «Северного человека» и «Русской общины» и в целом не скрывали своей принадлежности к обществам.
«Новая газета» писала, что предложения пройти шествием по Кореновску утром 22 июля появились в правых пабликах «Русская община» и «Северный человек». Сейчас этих постов там уже нет. На следующий день после марша координатор «Русской общины» Евгений Чесноков заявил, что они непричастны к его проведению. То, что среди участников были люди в одежде с символикой организации, по его мнению, ничего не значит.
— При этом мы понимаем тех людей, кого возмущает ситуация беспредела с участием абу-бандитов. И готовы помочь решить эту насущную проблему, — сказал Чесноков.
Местные жители удивляются, каким образом в маленьком Кореновске удалось собрать для шествия столько человек. По разным оценкам, там было от 60 до 200 мужчин.
— Как так можно? Маленький городок — и сто человек. Кто-то собрал всех. Самое смешное, что курды рядом ходили. Толпа шла и кричала: «Русские, русские!». При этом рядом идут нерусские, как раз курды. Идут, снимают на видео, и русские ни слова не говорят, — рассуждает местная жительница, которую наша журналистка встретила на улице.
«Ножа не было»
Приятели Адама, с которыми он 21 июля был на площади, в разговоре с журналисткой «Новой вкладки» подчёркивают, что они не сделали ничего противозаконного — просто отказались выключить музыку по требованию незнакомых мужчин. Эти люди, вспоминает Влад, все как на подбор были крупные и подкачанные.
И Влад с друзьями, и другие очевидцы конфликта сказали журналистке «Новой вкладки», что тот вечер на площади не было сорока курдов, о которых писали в посте. На видеороликах с кадрами происшествия, которые появились в Сети, такой толпы курдов тоже нет.
— Они [Адам, Влад и Фёдор] стояли втроём, подошли мужчины взрослые, их толпа тем более была, один Адам с ними разговаривал. Федя с Владом стояли рядом. Даже если так разбираться, то их толпа. Начали говорить, что нож был [у Адама]. Ножа, опять же, не было. Полиция у нас тоже спрашивала. Мы показания сегодня давали, — пояснила Настя.
В провластных СМИ и пабликах появилась информация не только о ноже. Например, в них писали, что громкую музыку слушали «сорок отморозков».
Сгущёнка и коррупция
По данным переписи населения, в Кореновске живёт около 40 000 человек — примерно половина всего Кореновского района. Из них курдами себя называют 1116 человек (1,3%). Курды — древний индоевропейский народ, у которого нет своего государства. Традиционно они жили в Турции, Иране, Ираке и Сирии, но постепенно расселились по разным странам. Их численность оценивают примерно в 46 миллионов человек.
Кореновск известен на всю страну своей молочной продукцией «Коровка из Кореновки». В районе и городе есть много сельскохозяйственных предприятий, производство полиэтиленовых пакетов, теплицы для выращивания шампиньонов. Как признаются местные жители, работы здесь хватает, и до Краснодара всего 40 километров.
В самом Кореновске и соседних станицах, например в Платнировской, есть большая община курдов. Они приехали на Кубань в конце 1980-х, спасаясь от военных конфликтов на Кавказе. В 1990-х сюда переселилось много беженцев из Армении и Азербайджана, тоже из-за войны. Самые многочисленные народы в Кореновске — русские, армяне, украинцы и курды. Всё это время они мирно соседствовали друг с другом, говорят кореновцы.
Этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами вокруг Нагорного Карабаха, начавшийся в 1988 году.
— Очень много людей с Армении и Азербайджана, война там началась, все сюда приехали в 1990-х. Я спрашивала у отца, как мы оказались в Кореновске. Он говорил, что дядя Альберт увидел на банке со сгущёнкой город Кореновск. Он приехал сюда, дал армянам клич, — рассказала свою историю жительница города Рузанна.
Среди молодёжи популярно мнение, что другие народности приехали сюда из-за плодородных земель: можно жить в частном доме и кормить большую семью. Есть и другой взгляд: например, что курды приехали в Кореновский район из-за разгула коррупции — якобы здесь было проще легализоваться за деньги. Многие местные с этим не согласны: ведь если у курдов «всё схвачено», то почему тогда сейчас Адам находится под арестом?
«Мы удивлены, город-то спокойный»
Посреди улицы Красной на широком тротуаре стоит ларёк с квасом. Там скучает пожилая продавщица — в жаркий будний день людей на улице совсем мало. От палящего солнца и 40-градусной жары её спасает лишь небольшой жёлтый зонт и тень от дерева. Женщина работает совсем близко к месту потасовки, но тем вечером была уже дома. Она говорит, что раньше в Кореновске всё было тихо и мирно. Но допускает, что конфликт мог назревать давно, если в этот раз случилась такая эмоциональная реакция.
— Курды, армяне живут тут. Курды живут тут больше трёх десятков лет, понаехали сюда. Сергиевская [станица], Платнировская заселена. А в Раздольной нет, потому что казаки не разрешили им заселяться. Вот это правильно, я считаю, — резюмировала продавщица.
Чуть дальше по улице, у торгового центра напротив бывшего ресторана KFC, припарковано старое такси болотного цвета. За рулём сидит худой темноволосый мужчина со щетиной. Кондиционер в салоне не работает, он высунул руку из открытого настежь окна и что-то смотрит в телефоне. На вопрос о драке водитель ответил, что никогда раньше подобных стычек не видел. По его словам, Кореновск — очень маленький и дружный город. Конечно, не обходилось без разговоров на повышенных тонах или мелких драк, признаёт таксист, но в целом всё было нормально. Он считает, что за обстановкой в городе обязаны были следить полицейские.
— Да, слишком эмоционально вышло. А таких нежелателей, кому лишь бы что-нибудь разжечь… сами знаете сколько. И этих, кто будет в крайности ходить, — пояснил таксист, взяв в руки пачку сигарет. — Ну так, да, эпатажно, конечно, получилось. Везде прям появились [новости]. Чуть мы удивлены, как бы да, город-то спокойный, маленький.
Сергей, житель станицы Платнировской, настаивает, что конфликты с курдами — обычное дело для Кореновского района. Говорит, у них в станице разборки бывали всегда:
— Если [курды] видят, что их больше и они сильнее, то это постоянно. Если даже один на один, если он [курд] видит, что 12-летний подросток класса шестого-седьмого [русский], конечно, он будет либо запугивать, либо издеваться. Это у нас было всегда.
Сергей отметил, что курды очень спортивные, постоянно занимаются на турниках и ходят в разные секции, в то время как русские парни в станице спортом почти не занимаются. По его мнению, из-за этого курды стали чувствовать свое превосходство и больше задирать окружающих.
Влад дружит с задержанным Адамом около семи лет. По его словам, у 20-летнего парня русская мама и всё время, что они общаются, всё было хорошо. Среди молодёжи, говорит он, нет такого явления, чтобы курды пугали русских. А если у кого-то и происходят стычки, то не из-за национальности.
— И русские, и другая нация — все и дерутся, и ругаются, что только не происходит. Но тут начали делать большой акцент на то, что он [Адам] нерусский. Хотя разница какая? Опять же, эти мужики, они когда к нам подошли, они же первые начали, — возмутился Влад.
Рузанна говорит, что никогда не видела в Кореновске крупных межнациональных конфликтов, хотя живёт в центре неподалёку от кинотеатра. Женщина знает многих молодых ребят в городе, потому что у неё дочь примерно того же возраста. По словам Рузанны, многие годы здесь мирно соседствуют разные народы:
— Со стороны курдов нет именно межнациональной [неприязни] на фоне того, что ты русский. Да, кровь горячая, кипит: кто-то посмотрел косо, зацепил, они подрались, через пять минут уже по рукам дали, обнялись, пошли вместе пить. Но чтобы курды ходили здесь кого-то терроризировали, своей диаспорой, своим кланом каким-то оказывали на всех давление и кошмарили — нет [такого].
Она считает, что негативно отзываются о курдах те, у кого был с ними хотя бы раз какой-то конфликт. Многие горожане в беседе с журналисткой отмечали, что лично знают культурных и воспитанных ребят из числа курдов.
«Вышел, и тут вот так вот попал впросак»
Утром 23 июля, на следующий день после марша, краевой Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела. Адама обвинили в применении насилия в отношении полицейского по статье 318 УК РФ. По версии следствия, в ответ на законное требование сотрудника ППС парень «применил физическую силу». Что именно он сделал, не уточняется.
В тексте постановления по делу об административном правонарушении сказано, что в общественном месте Адам беспричинно устроил скандал с А. А. Забияко. Молодой человек якобы выражался грубой нецензурной бранью, громко кричал, размахивал руками, на просьбы не реагировал. В этом документе ничего не сказано о применении насилия к полицейскому и ноже: там говорится только о том, что Адам не реагировал на требование пройти к патрульному автомобилю.
В суде по административному делу Адам свою вину не признал и объяснил, что к нему подошёл незнакомый мужчина, когда он слушал музыку с друзьями. Они отошли поговорить, начался конфликт. Потом появились сотрудники полиции и предложили Адаму пройти в служебный автомобиль, но он отказался. Тогда его силой посадили в машину.
24 июля Адама заключили под стражу на два месяца. По данным СК, он полностью признал свою вину. Его друзья уверены, что он сделал это от испуга.
— Он сопротивлялся, это очевидный факт, он виден. То есть это может быть спровоцировано чем угодно. Его состоянием стрессовым. Человек подвергнут этому баллончику. Шок, в конце концов, — считает подруга Адама.
Теперь ему грозит до пяти лет лишения свободы. По словам его друзей, следователи предупредили, что дело могут переквалифицировать на применение насилия, опасное для жизни или здоровья, а это уже до 10 лет колонии. Знакомые Адама считают, что он стал участником потасовки и вполне справедливо получил свои пять суток ареста за «хулиганку», но уголовное дело — это слишком серьёзные последствия для обычной стычки. Тем более что мужчин, распыливших баллончик в безоружного человека, полицейские не задержали.
Некоторые местные жители удивились, что полиция не остановила шествие, которое прошло 22 июля в центре Кореновска. На видео, опубликованных в местных пабликах, виден полицейский УАЗ «Патриот», который ехал рядом с колонной людей. Никаких объявлений о запрете несанкционированных митингов из машины не звучало. При этом 24 июля полиция Краснодара внезапно напомнила о запрете любых несанкционированных шествий.
— Обидно, что пацан спокойный. Никогда никаких конфликтных ситуаций не было. Он нейтральный такой человек, никогда ни с кем в конфликтную ситуацию не вступал. Спортом занимается. Вышел — и тут вот так вот попал впросак, — удивляется Рузанна.
Публичная оферта о заключении договора пожертвования
,
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:
1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «».
1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.
2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.
3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.
4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.
5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования
ИНН:
Адрес места нахождения:
Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта:
Банк:
БИК банка:
Номер корреспондентского счёта банка:
Согласие на обработку персональных данных
Пользователь, оставляя заявку, оформляя подписку, комментарий, запрос на обратную связь, регистрируясь либо совершая иные действия, связанные с внесением своих персональных данных на интернет-сайте , принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие), размещенное по адресу /personal-data-usage-terms/.
Принятием Согласия является подтверждение факта согласия Пользователя со всеми пунктами Согласия. Пользователь дает свое согласие организации «», которой принадлежит сайт на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
Согласие дается на обработку следующих персональных данных (не являющимися специальными или биометрическими):
• фамилия, имя, отчество;
• адрес(а) электронной почты;
• иные данные, предоставляемые Пользователем.
Персональные данные пользователя не являются общедоступными.
1. Целью обработки персональных данных является предоставление полного доступа к функционалу сайта .
2. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных являются:
• Ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации;
• Ст. 2, 5, 6, 7, 9, 18–22 Федерального закона от 27.07.06 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
• Ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Устав организации «»;
• Политика обработки персональных данных.
3. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
4. Передача персональных данных, скрытых для общего просмотра, третьим лицам не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Пользователь подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему.
6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до момента ликвидации организации «». Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.
7. Пользователь согласен на получение информационных сообщений с сайта . Персональные данные обрабатываются до отписки Пользователя от получения информационных сообщений.
8. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления Отзыва согласия на электронную почту – danilovich.echo@gmail.com с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных организация «» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. Удаление персональных данных влечет невозможность доступа к полной версии функционала сайта .
9. Настоящее Согласие является бессрочным, и действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.7 и п.8 данного Согласия.
10. Место нахождения организации «» в соответствии с учредительными документами: .